Ежегодные встречи с Кейраном Бригденом в кулуарах "Игромира" уже стали доброй традицией. Так же традиционны и неспешные обсуждения тонких игровых моментов будущей серии Total War.
Gamenavigator: Эй, парень, я тебя определенно уже где-то видел!
Кейран Бригден: Дружище, привет! Рад тебя видеть!
Gamenavigator: Здравствуй, Кейран, как тебе Москва на этот раз?
Кейран Бригден: Не так холодно, как ожидал. А к остальному я уже привык.
Gamenavigator: Смотри, привыкнешь совсем и не сможешь уехать отсюда. Со мной так и произошло. Ну что, привез что-нибудь новенькое?
Кейран Бригден: Спрашиваешь! Присаживайся, сейчас все покажу. На этот раз мы привезли стратегическую часть Shogun 2: Total War. Наши дизайнеры немного подумали и решили сделать карту Японии в виде плоской старинной карты, на которой по мере ее исследования проявляется трехмерный ландшафт. Причем объекты проступают из "тумана войны" не одновременно. Крупные объекты и детали ландшафта видны издалека, а постройки, армии противника и прочие детали - только если подойти ближе.
Gamenavigator: Внешне очень похоже на последнюю "Цивилизацию".
Кейран Бригден: Лучше, друг мой, намного лучше! У нас карта вращается и масштабируется совсем как в тактическом режиме. Ну так вот, сейчас мы попробуем ликвидировать вражеского генерала, подослав к нему гейшу. Она, конечно, специализируется на совсем других вещах, но при случае может и шпильку в ухо воткнуть. Как видишь, мы вернули видеовставки про игровые события. Их будет огромное количество, буквально сотни разных роликов.
Gamenavigator: Я пока вижу только, что наша гейша с треском провалила задание.
Кейран Бригден: Это очень плохо. AI в Shogun 2: Total War не только осознает сам факт попытки убийства, но и понимает, кто является его заказчиком. Теперь он не только станет хуже к нам относиться, но и расскажет всем остальным фракциям, что мы не брезгуем грязными приемчиками. Это снизит наш общий рейтинг. Что ж, давай теперь отправим на задание ниндзя. Конкретно этот поднаторел в убийствах, но у него проблемы со скрытностью. Соответственно его навыкам и степени защищенности вражеского генерала будет показан ролик про то, как завершилась диверсия.
Gamenavigator: А зачем ты уводишь агента в соседнюю провинцию? Генерал же убит!
Кейран Бригден: Так в том-то и дело, что убит. Теперь AI введет в эту провинцию специального агента - метцуке, который специализируется на ловле вражеских агентов. Поскольку конкретно этот ниндзя не умеет прятаться, то его сразу же найдут. Неприятностей тогда не оберешься. Вот мы вывели убийцу с вражеской территории, теперь можно заняться и левела-пом.
Gamenavigator: С каких это пор в Total War завелся левелап агентов?
Кейран Бригден: А, вот с этих самых. Теперь все агенты, генералы и даже сам правитель имеют дерево навыков. Правда, в последнем случае оно больше похоже на технологическое дерево. Как видишь, я усилил навык убийства, и ветка шпионских умений заблокировалась. Это общий принцип - специализация агентов и генералов теперь будет довольно узкой, генералы могут быть правителями городов, адмиралами или сухопутными военачальником. Ниндзя - убийцами или шпионами. У гейш свои ветки навыков, у монахов - свои. У каждой специальности есть нюансы. Генерал, например, может специализироваться на каком-либо виде войск или на осадах, например. Можно, конечно, послать адмирала во главе конной армии, но...
Gamenavigator: Погоди, погоди, не так быстро! Давай-ка по порядку. Во-первых, понятно, как будут развиваться агенты и генералы, а откуда брать очки для развития технологий?
Кейран Бригден: Их будут давать университеты. Можно выбрать одну из двух глобальных специализаций. Если развивать ветку Чи, то преимущество получат городское хозяйство и экономика. А если пойти по ветке Бусидо, то государство начнет склоняться к военному пути развития.
Gamenavigator: Хорошо, тогда второй вопрос: для чего нужны монахи, если у всех одинаковая религия?
Кейран Бригден: Не у всех. В какой-то момент игроку будет предоставлена возможность перейти в христианство и начать пользоваться благами западной цивилизации, в основном огнестрельными, конечно. При этом сам правитель и его семья станут христианами, а население -нет. Тогда-то и пригодятся монахи, которым придется путешествовать по вашим землям и гасить недовольство простолюдинов.
Gamenavigator: Положим так. Тогда третий вопрос: можно ли будет сделать совершенно бесполезного агента, например, очень скрытного ниндзя, совершенно не умеющего убивать?
Кейран Бригден: Естественно, тем более, что такой ниндзя может быть очень полезен.
Gamenavigator: Это каким же образом?
Кейран Бригден: Когда AI не может определить заказчика диверсии или убийства, он начинает подозревать самый крупный клан, с которым у него нет союза. Поэтому, если вам надо поссорить вашего союзника с вашими врагами или спровоцировать войну между двумя кланами, такой ниндзя очень пригодится. Кроме того, ниндзя-шпион может подговорить вражеского генерала оставить основную армию и совершить вылазку с небольшим отрядом. Таким образом можно устроить славную засаду.
Gamenavigator: А почему так важно поддерживать престижность своего клана?
Кейран Бригден: Честь и престиж - это отдельная большая тема. Видишь ли, мы постарались смоделировать нравственные и этические воззрения того времени. Каждый дайме должен был заботиться о том, чтобы его не только боялись, но и уважали. Соответственно, он обязан какие-то свои поступки скрывать, а какие-то, наоборот совершать публично. Как я уже говорил, использование ниндзя и гейш свидетельствует о трусости, поэтому плохо отражаются на престиже. А вот если на вас напал кто-нибудь из соседей, а вы не только опрокинули его войска, но и зарезали всех до последнего воина, то слава о вашей воинской доблести разнесется по всей Японии. В то же время, если вы атаковали противника и обратили его в бегство, то преследование и уничтожение паникующих отрядов вряд ли зачтется вам в плюс. Так же пагубно для чести полководца нападение на противника, значительно уступающего по численности войск.
Некоторые поступки не так однозначно влияют на престиж. Например, вы можете отдать приказ одному из своих генералов совершить ритуальное самоубийство. Если он достаточно лоялен, чтобы выполнить этот приказ, то ваша репутация могущественного властителя возрастет. Если же генерал даст слабину и откажется повиноваться, то ко всем прелестям бунта добавятся насмешки и презрение соседей. Наконец, есть вид решений, которые по-разному оцениваются различными сторонами. Отдайте собственного сына в заложники, чтобы скрепить союз с сильным кланом. Конечно, ваш новый союзник будет впечатлен таким проявлением доверия, но все остальные дайме посчитают вас слабаком. А уж сам наследник просто-таки возненавидит. Если с ним как следует поработают гейши, то он может и вовсе от вас отречься. Суммирую - игроку нужно будет постоянно думать о том, чтобы не уронить свой авторитет каким-нибудь неблаговидным поступком.
Gamenavigator: И для чего все это игроку?
Кейран Бригден: Ну как, в какой-то момент вы добьетесь исключительного расположения Микадо, и он объявит вас сегуном. Тут-то вам и аукнутся все ваши прежние заслуги. Кланы, чей престиж к тому времени будет выше вашего, сочтут, что выбор императора пал на недостойного и постараются вас растоптать. И вам придется усмирить их один за другим, если хотите добиться общей победы. А, кроме того, с низким престижем очень сложно налаживать торговлю, а уж о том, чтобы союз заключить, и говорить нечего.
Gamenavigator: Что ж, все это очень впечатляюще. Давай теперь обратимся к экономике.
Кейран Бригден: Тут у нас два серьезных нововведения. Во-первых, мы привязали содержание армии к количеству производимой пищи. Бесконтрольное наращивание военной силы может привести к тому, что мирное население начнет голодать, а последствия этого очевидны. Во-вторых, мы введем специальные ресурсы, которые необходимы для возведения продвинутых сооружений и найма героических юнитов. Также некоторые из этих ресурсов понадобятся для модернизации цитаделей. Производить их будут не во всех провинциях, поэтому придется как-нибудь исхитриться, чтобы заполучить их с минимальным ущербом для казны и престижа вашего клана.
Gamenavigator: Как-то ты умудрился настолько емко и сжато изложить, что и спросить нечего. Может, тогда закруглимся пока?
Кейран Бригден: Давай, тем более что и выставочный день уже на исходе.
Gamenavigator: Ну, тогда до встречи на следующем "Игромире"?
Кейран Бригден: Конечно, но ты пиши, если что-то вдруг вспомнишь.
Gamenavigator: Обязательно.